Перейти к содержимому

ст. Каневская (Краснодарский край).

Каневской Свято-Покровский храмКаневская — станица, административный центр Каневского района Краснодарского края и Каневского сельского поселения. Каневской район граничит с севера со Щербиновским и Староминским районами, с юга – с Брюховецким районом, с востока – с Ленинградским и Павловским районами, с запада – с Приморско-Ахтарским и Ейским районами.Каневская — крупнейшая станица Кубани. Каневское куренное селение основано в 1794 в числе первых сорока селений черноморских казаков на Кубани. Название было перенесено с куреня Сечи, который, в свою очередь, назван по городу Канев. В быту, в основном у людей старшего поколения, распространен кубанский говор (т. н. балачка), в котором много украинизмов. Каневская вместе с соседней станицей Стародеревянковской на противоположном правом берегу Челбаса образуют единое поселение с почти 60-тысячным населением.

Станица Каневская — одна из старейших на Кубани. Она была основана в 1794 году. Но история каневских казаков, неразрывно связанная с историей казачества в целом, уходит своими корнями в более давние времена.

В XII веке на реке Днепр был основан город Канев. Община каневских казаков была одной из многочисленных. В 1889 году опубликованные в журнале «Киевская старина» документы с описанием Черкесского и Каневского обществ казаков относятся к 1542 году. В них сообщается, что «Каневские казаки пребывают на левом берегу Днепра и живут там намясе, рыбе, меде из пасек и ловле бобров».

В 1576 году польский король Стефан Баторий принял на государственную службу 6 тысяч казаков, в том числе и одну тысячу казаков в Каневской полк. Казаки, не попавшие на государственную службу в Польскую армию, уходили в Запорожскую Сечь, где селились землячествами: Полтавский, Батуринский, Каневский курень (община) и т.д. Переселившись на Кубань, каневские казаки образовали вторую по численности общину казаков (первой была Васюринская община). Таким образом, общине каневских казаков более 400 лет, а станице Каневской уже исполнилось — 200 лет.

Известно, что третью группу Черноморских казаков из-за Буга привел на Кубань атаман Захарий Чепега. 24 октября 1792 года со своей группой атаман Чепега перезимовал на Ейской Косе. В составе этих казаков-переселенцев были казаки Каневского куреня — 42 семьи, которые к лету 1793 года поселились на реке Челбас. Основная община казаков Каневского куреня проживала на Тамани. Молодые строевые казаки были приписаны служить на Черкесском и Некрасовском пограничных кордонах.

Каневская община казаков во главе с сорокалетним атаманом Басыстым по жребию должна была строить свое поселение на реке Курка. Однако земля, отведенная каневчанам, оказалась заболоченной, да и близкое соседство с горцами, делавшими постоянные побеги на казачьи земли, оказалась местом неудачным. Поэтому войсковой атаман Ф.Я. Бурсак разрешил Каневской общине построить свое селение на реке Челбас. По проведенной в 1794 году переписи, в Каневском курене проживало 1103 жителя обоего пола.

Первые турлучные хаты (из камыша и глины) были построены в нашей станице в районе Дома быта «Силуэт» и гостиницы «Нива». Проходящая с востока на запад улица называлась Куренной (сейчас — им. Гагарина). Так началась история нашей станицы.

Исследователи отмечают один интереснейший факт из истории Каневской, связанной с именем прославленного полководца А. В. Суворова. Будучи на Кубани, он выполнял не только военные обязанности. По поручению князя Потемкина 28 июня 1783 года, в день вошествия на престол императрицы Екатерины II, привел в подданство России ногайских татар. В честь этого в Ейском укреплении был дан обед, для которого было зарезано 100 быков, 800 овец, выпито 500 ведер водки.

Источники свидетельствуют, что первым атаманом Каневского куреня, высадившимся на Тамани, был Осип Басыстый, а первым священником — казак Соболь.

При первом подселении в 1808-1810 годах в Каневской курень прибыло черноморских казаков — 1492 мужчины и 1232 женщины. При втором подселении в 1821-1825 годах из Черниговской и Полтавской губерний прибыло 188 семейств. В 1826 году закончилось формирование куренного общества каневчан, в котором был 521 двор. Через два года в станице на средства капитана Романа Белого была построена каменная пятиглавая церковь. Церковь называлась: «Сошествия Святого Духа».

Главным богатством для казака была земля. Первые поколения казаков-переселенцев осваивали богатые дикие земли. Степь в то время представляла собой пеструю картину: то покрыта терном, то полянами разнотравья. Тысячелетиями обильно политая дождями, облизанная ветрами степь видала кочующие татаро-ногайские орды. О признаках существовавшей здесь скифско-сарматской цивилизации свидетельствовали рассыпанные по степи курганы.

Казаки в первые годы переселения не любили земледелие. Обрабатывались и засеивались небольшие участки земли. Зерно для продовольствия покупали у черкесов. Зерно и сено давали только упряжным животным. Скотоводством первые переселенцы занимались с охотой. Табуны лошадей, отары овец, гурты крупного рогатого скота круглый год ходили по пастбищам, перекочевывая с места на место. В степи, в терновниках, водилась птица в большом количестве: дрофы, фазаны, тетерева. В камышах водилась тьмою водоплавающая птица. Обилие птицы давало хорошую возможность пополнять продовольствие семей охотой.

Но особенно много времени первые казаки-переселенцы уделяли рыболовству. В степных реках Челбас, Бейсуг, Ея, кроме судака и таранов в изобилии водилась белуга, осетр, севрюга. Рыбы было очень много, практически всюду, где была вода. Рыбный промысел тоже давал значительную продовольственную прибавку и доход каждой семье. Так, одна тысяча отборной тарани в то время стоила 1 рубль 50 копеек, один пуд балыка — 5 рублей 50 копеек, один пуд свежей белуги — 20 копеек. Для переработки рыбы требовалось много соли, которую привозили из Ачуева и Ахтарей, где были развиты соляные промыслы.

Самыми тяжелыми, подчас драматическими, для станицы были годы с 1794 по 1849 год, когда свирепствовали эпидемии холеры и цинги, многие годы были неурожайными и голодными. Семьи казаков нищали. Тяжелым бременем была военная служба казаков на пограничных кордонах — служили по 30 лет и более. В станице низка была рождаемость жителей, не покрывавшая естественную убыль населения от смерти и гибели казаков на пограничных кордонах. Станица была переполнена вдовами и сиротами. Если в 1794 году при переселении в станице было 1103 жителя, то к 1849 году в станице проживало 2494 жителя и это при том условии, что в 1810-1825 годах прибыло более 3 тысяч переселенцев из Полтавской и Черниговской областей. Таким образом, более чем за 50 лет население лишь удвоилось.

Только после голодных 1855-1856 годов население стало быстро расти. Постепенно год за годом казаки-станичники осваивали землю под пашню и все более усердно стали заниматься хлебопашеством. Выжигали и распахивали терновища. Работа была изнурительно тяжелой. К семидесятым годам XIX века около 95 процентов всей закрепленной за станицей земли было уже распахано. За станицей было закреплено 30 тысяч десятин пахотной земли, сенокосов — 4600 десятин, выпасов (толок или выгонов) 380 десятин, плавней — 2 тысячи десятин.

Нести воинскую службу, развивать личное хозяйство — смысл и цель жизни каждого казака. Глубокими корневищами врастало в землю казачество. Весенние ветры несли волнующие кровь запахи покоренной земли. На труд земля отвечала богатыми урожаями и буйными сенокосными травами. К шестидесятым годам девятнадцатого века каждая семья расширяла посев зерновых культур, увеличивая одновременно поголовье животных. Своими силами казачьи семьи не могли справиться с возросшим хозяйством. На Кубань из Центральной России хлынул поток рабочей силы: шли деревнями, шли ватагами мужчины — косари, плотники, разнорабочие, и всех нанимали на работу, как правило, сезонную.

Уже к семидесятым годам девятнадцатого века о казаках станицы шла слава, как о трудолюбивых и гостеприимных жителях Кубани, а станица Каневская приобрела известность зажиточной и богатой.

Использован материал с сайта http://www.kanevskaya.ru

Герб Каневского района:

Герб Каневского района

Герб Каневского района утвержден Решением Собрания представителей Каневского района №13 от 12 января 1999 года.

Автор герба Николай Маркин (Каневский р-н).

Геральдическое описание герба:

«В червленом (красном) поле скачущий влево обернувшийся золотой конь, сопровождаемый справа золотым безантом, поверх которого — летящая влево с распростертыми крыльями утка переменных цветов, а слева внизу — выходящим золотым колосом. В серебряной главе выходящий косвенно вправо конец золотой пики с червленым вьющимся значком. Оконечность вверху чешуйчатая в два ряда — золотой и лазоревый (синий, голубой), окаймленный золотом; внизу лазоревая; в оконечности изогнутая подобно полумесяцу, плывущая влево золотая рыба с лазоревыми головой и хвостом».

Герб внесен в Государственный геральдический регистр под №458.

Ссылки в интернете по ст. Каневская:

http://pokrov-kan.ru/

Свято-Покровский храм станицы Каневской.

https://www.kanevskadm.ru/

Администрация Краснодарского края, Каневской район

https://ru.wikipedia.org/wiki/Каневская_(станица)

Станица Каневская на страницах Википедии

http://www.kanevskaya.org/

Постоянно обновляемая адресная база коммерческих предприятий и некоммерческих организаций станицы Каневской и Каневского района

http://bibpobeda.blogspot.com/

Блог-проект посвящен 65-летию Великой Победы, защитникам станицы Каневской Краснодарского края

 

Primary Sidebar