Перейти к содержимому

п. Монино (Московская область).

   Поселок Монино начинался с небольшого хутора, владельцем которого был некто Монин. От хутора проходила просека до Нижегородского шоссе. Эта лесосека использовалась для заготовки шпал в Богородском уезде.

В 1926 году на разъезде Монино проживало около 30 человек, в 1959 году – 10,8 тысяч человек.

В 1926 году потребовался аэродром для тяжелых крупноразмерных самолетов ТБ. Было решено создать мощную авиабазу недалеко от Москвы, и именно в Монино был отведен лесной участок для этой цели. За три года здесь вырубили несколько сотен гектаров леса, выкорчевали пни и кустарники, выровняли поверхность и залили бетоном две взлетно-посадочные полосы длиной по 750 метров, построили рулежные дорожки из красного кирпича.

В строительстве авиабазы участвовали пять тысяч человек различных специальностей и около тысячи крестьян, мобилизованных со своим гужевым транспортом и домашними инструментами.

Одновременно со взлетно-посадочными полосами строились большие ангары, служебные здания и жилой городок.

Начальником ВВС РККА в 1926 году был Алкснис Я.И. Много внимания он уделял Монинскому гарнизону, помогал в снабжении и укомплектовании здесь первой тяжелобомбардироовочной бригады. Строительство авиационной базы еще продолжалось, когда в 1930 году летчик М.М. Громов начал испытания нового туполевского тяжелого четырехмоторного цельнометаллического самолета ТВ-3. Много групповых дальних перелетов ТБ-3, а затем и ДБ-3 было совершено с аэродрома в Монино. Здесь был сформирован авиаполк дальних разведчиков. В августе 1941 года отсюда вылетали на бомбежку Берлина.

В поселке Монино находится Военно-воздушная ордена Кутузова академия имени Ю.А.Гагарина, приказ о создании которой был подписан народным комиссаром 29 марта 1940 года. За 60 лет академия подготовила несколько тысяч командиров и авиационных специалистов для ВВС страны. Немало фундаментально-научных трудов, сотни учебников, а также рекомендаций и пособий создано профессорско-преподавательским составом академии. Контингент обучаемых в академии специалистов постоянно расширяется за счет слушателей из ближнего и дальнего зарубежья. В разные годы здесь обучались офицеры из Болгарии, Польши, Югославии, Албании, Венгрии, бывшей ГДР, Румынии, Монголии, Китая, КНДР, Вьетнама, Кубы, Алжира, Лаоса, Сирии.

В 2000 году по распоряжению губернатора Московской области Б.Ф. Громова на базе Военно-воздушной академии начали создавать общеобразовательную школу-интернат первоначальной летной подготовки, выпускники которой получат удостоверение на вождение легких самолетов. В этом необычном учебном заведении школьники будут изучать не только общеобразовательные предметы, но и инженерно-технические дисциплины.
Экспозиция музея в Монино

В поселке Монино находится единственный в России Музей Военно-Воздушных Сил. В начале 30-х годов на этом месте находился комплекс сооружений для ремонта авиационной техники, в который входили аэродром и мастерские. Комплекс просуществовал до 1956 года. В 1958 году было принято решение о создании Музея Военно-воздушных Сил страны. 23 февраля 1960 года музей принял первых посетителей, поток которых растет и составляет в среднем 200 тысяч человек в год. Среди посетителей много иностранных туристов. В мае 199з года Музей ВВС принят в Международный совет музеев (ИКОМ), а в июне 2000 года согласно постановлению правительства Российской Федерации он обрел самостоятельность.

Работу музея (содержание основных фондов, обновление и пополнение экспозиции, разработку экскурсионных программ) обеспечивают три отдела — научной экспозиции, комплектования фондов, музейный и реставрационные мастерские.

Базу музея составляют основное здание (бывшие ремонтные мастерские), открытая площадка и ангар.

На открытой площадке представлено более 170 самолетов, вертолетов, планеров, в том числе уникальные экспонаты выпуска 1909 года, летательные аппараты первой мировой, гражданской и Великой Отечественной войн, боевые машины послевоенного периода, образцы современной военной и гражданской авиационной техники, разработанные в Опытных конструкторских бюро (ОКБ) Туполева, Яковлева, Сухого, Ильюшина, Антонова, Миля и др. главных авиаконструкторов.

На стендах основного здания посетители могут проследить историю авиации в России, основные этапы которой представлены в шести залах:

1. зарождение авиации;

2. 20-30-е гг. и начало Великой Отечественной войны;

3. Великая Отечественная война;

4. В заключительный этап Великой Отечественной войны — Берлинская операция;

5. послевоенное развитие авиации.

В ангаре размещены летательные аппараты, имеющие историческое значение: «Форман-4» выпуска 1909 г., легендарный «Илья Муромец» выпуска 1913 г. (конструктор И. Сикорский), самолеты — английский «Сопвич» и французский «Вуазен», бывшие на вооружении Российской армии до 1922 г.; первый отечественный цельнометаллический пассажирский самолет «АНТ-2» выпуска 1924 г., «АНТ-25» выпуска 1933 г., на котором летчики В. Чкалов, а затем М. Громов осуществили перелеты через Северный полюс в Америку, установив рекорды дальности полетов. Кроме того, в ангаре находятся три типа учебных самолетов «ЯК-18», корзины и гондолы стратостатов, планеры.

Малоизвестен пока музей продовольственной службы, находящийся в поселке. Здесь можно увидеть уникальные экспонаты – от котелков и имущества квартирмейстеров до современных походных пищеварочных котлов, кухонь, столовых, хлебозаводов, мельниц, мясопунктов, холодильных средств, образцов пайков, включая космонавтский.

Население поселка Монино в настоящее время составляет 22 тысячи человек, из них 15 – имеют непосредственное отношение к Министерству обороны. Поселковая администрация, учитывая, что развитие поселка тесно связано с жизнью и задачами объектов Министерства обороны, работает постоянно контактируя с руководством ВВА имени Гагарина и воинских частей, базирующихся на территории поселка. ВВА платит налоги в местный бюджет, военные строители ремонтируют школы и больницу. Жилой фонд поселка находится на балансе Министерства обороны. Местные органы самоуправления в начале 90-х годов выделили землю под строительство индивидуальных домов для офицерского состава, а также для учителей, врачей и других работников бюджетной сферы.

Информация о п. Монино (Московская область):

Поселок Монино расположен на северо-востоке от Москвы в живописном лесном уголке. Ещё в летописях XII — XIII веков упоминается об этих местах. Здесь проходил Стромынский тракт, соединяя Киевскую Русь с Владимиро — Суздальским княжеством. Шёл он через земли села Арестово в Монинскую пустошь. Князь Иван Колита в 1327 г. подарил эти земли великой княгине Настасье. Позднее село Арестово вошло в Осеевскую волость Богородского уезда Московской губернии. В начале XIX века на Монинской пустоши братья Шишковы построили две текстильные фабрики.

После Октябрьской революции фабрики были национализированы и объединены в Монинский камвольный комбинат. В 1928г. в районе Монинского леса началось строительство авиационной базы и железнодорожной станции. Для размещения строителей стихийно возникли первые землянки и бараки. Севернее железной дороги — землянки и бараки для грабарей (возчиков живого транспорта).
Южнее — бараки для рабочих, это будущий рабочий городок. Возле железнодорожной станции — дома и бараки для её рабочих и служащих. А вблизи аэродрома — ангары, склады и жилые помещения для лётного и технического состава авиационной бригады. Посёлок грабарей дальнейшего развития не получил. В рабочем городке выросло ещё 5 бараков и 4 двухэтажных деревянных дома. А в авиационном городке — первые кирпичные дома. В одном из них в 1930г. в двух комнатах открылась школа на 3 класса по 15 учеников в каждом. А в 30-е годы ввели в строй каменную 2-х этажную семилетнюю школу.

Далее появились: медицинский пункт, ясли, роддом, столовая, гастроном, дом красной армии и спортивные площадки. Строительство и развитие посёлка осуществлялось под общим руководством Маслова. В конце 30-х годов значительно усложнилась международная обстановка, приближалась вторая мировая война.

Стране требовались авиационные командиры, способные руководить боевой деятельностью авиационных частей и соединений. С этой целью на территории посёлка Монино в 1940г. была создана военно-воздушная академия. Первым начальником академии был назначен генерал-майор авиации Померанцев. Июнь 1941г. надолго прервал мирный труд советского народа, наступили годы испытаний. Промышленность, транспорт и сельское хозяйство были переключены на удовлетворение нужд фронта. Лозунгом дня стало: «Всё для фронта, всё для победы».

«Вот в этом самолётном цехе мы всю войну работали, и на холодном аэродроме, тоже самое, и на стоянках, тоже самолёты ремонтировали, под брезентом и палатками с аккумуляторными лампочками», — говорит одна из ветеранок великой отечественной войны. На фронт ушёл каждый третий житель посёлка.
«Вот с этого аэродрома когда немцы подошли к Сталинграду и вышли к Кавказскому хребту нам было приказано, правда мы начали боевые действия раньше — в июне месяце, вот, нам было приказано: ударить по Киннехсбергу», — говорит один из пилотов-ветеранов. За годы войны академия подготовила несколько тысяч авиационных командиров, штурманов, офицеров тыла. Многие воспитанники прошлись боями от Москвы до Берлина. С огромными потерями страна сумела отстоять социалистические завоевания, защитить свою свободу и независимость и вышла победителем из самой жестокой битвы столетия.

Война принесла немало горя и страданий советскому народу. Не обошла она и наш посёлок. Около полутора тысяч жителей Монина не вернулись домой. Сотни экипажей героически погибли, выполняя боевые задания Родины. Предстоял огромный труд по восстановлению промышленности, транспорта, сельского хозяйства. После войны Монино получило юридический статус, избран первый поселковый совет депутатов трудящихся во главе с Вавиловым. Позднее избирались новые составы поселковой власти, но программы их деятельности всегда были схожи: продовольствие, топливо, школы, сады, ясли, жильё, жильё и жильё. К этому времени население посёлка возросло до 15000 человек. Фактически, сложилось 3 микрорайона: военный городок, жилищное строительство которого только разворачивалось; рабочий городок, жилой фонд которого состоял из бараков; посёлок Стахановский — это 113 домов на правах личной собственности граждан. Впервые были разработаны чертежи посёлка, план его благоустройства, приняты решения по электрификации и газификации, строительству школ, больниц, домов.

В рабочем городке в 1945 г. открылась начальная школа. Располагалась она в старом бараке с печным отоплением.
А в лесу Стахановского посёлка открылась семилетняя школа. Заметно активизировалась работа системы здравоохранения. С фронта вернулись врачи-фронтовики: Федорченко, Данилевская, Демидова, Лобова и др. С приходом в академию маршала авиации Красовского, жилищное строительство приобрело особый размах. Благодаря его усилиям в посёлке появилось 38(!) благоустроенных улиц: Авиационная, Академическая, Баранова, Дружбы, Лесная, Центральная, Южная и др. Началась газификация посёлка. В результате совместных действий поссовета и руководства академии, наше Монино стало единственным в области полностью газифицированным посёлком. Появилась первая телефонная станция на 1000 номеров, открылось автобусное сообщение по маршрутам до Щёлково, Акрихино, Купавны и Ногинска. К началу 70-х годов была закончена реконструкция железной дороги, проложен второй путь от Чкаловской до Монино и далее — до Фрязево, построен пешеходный тоннель и кинотеатр «Огонёк» на 400 мест.

В 90-х годах сдано в эксплуатацию 9 многоэтажных домов, 2 торговых комплекса, открыт офортный пункт милиции, проведена замена линий электропередач в микрорайоне Стахановский. Реконструированы: северный КПП, плавательный бассейн. Началось восстановление стадиона Локомотив.
"Монино" Гастроэнтерологический санаторий (Горьковское или Щёлковское шоссе, 35 км)

Сегодня Монино — это один из научных учебных и культурных центров Щёлковского района. Градообразующим компонентом посёлка является Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина — единственная в стране кузница авиационно-командных кадров.
В академии обучались тысячи авиационных командиров, сотни из них стали видными военачальниками, более семисот её выпускников — герои Советского союза и России. 65 из них — дважды герои, а Иван Никитович Кожедуб — трижды герой Советского союза. Академию закончили 23 зарубежных и отечественных космонавта. У нас проходил спец подготовку первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин. Академией выполнено более четырёхсот крупных фундаментальных научно-исследовательских работ. Издано около двухсот учебников, разработано 2780 нормативно-правовых документов для строевых частей и слушателей академии. За высокие показатели в подготовке авиационных командных кадров 462 офицера, прапорщика, рабочих и служащих академии награждены орденами и медалями. Гордость академии составляют: 4 академика, 2 члена-корреспондента академии военных наук, 3 заслуженных деятеля науки и техники, 26 докторов и 315 кандидатов военных наук, 52 профессора и 378 доцентов. Учебно-материальная база академии — одна из лучших в вооружённых силах. Она включает более 30-ти компьютерных классов, 10 специализированных командных пунктов, 12 авиационных тренажёров и систем моделирования динамики боевых действий и автоматизированной оценки результатов боя. На пороге нового тысячелетия академия смело смотрит в будущее, она была, есть и будет колыбелью виднейших военных теоретиков и талантливых военачальников.

На территории посёлка действует крупнейший в мире и единственный в России музей — выставка военно-воздушных сил Российской федерации.
Богатейшая коллекция музея насчитывает более 40000 экспонатов: от древнейших Ваузенов до современного Бурана, в том числе более 160-ти самолётов и вертолётов, 2545 образцов авиационного вооружения, более 600 скульптур и портретов. Экспозиция отражает все этапы развития отечественной военной техники, раскрывает истоки патриотизма и беспримерного героизма авиаторов. Музей превратился в базу военно-патриотического воспитания молодёжи. Значительный вклад в это дело вносят члены клуба «Авиатор», возглавляемого героем советского союза, генерал-лейтенантом авиации Товачевичем. В среднем, за год музей проводит около 3000 экскурсий общей численностью свыше 130000 человек.

Кроме этого в Монино есть ещё один уникальный музей — музей продовольственной службы вооружённых сил. Его экспозиции посвящены оборудованию и технике, использующихся в продовольственной службе для переработки, хранения и доставки продуктов питания на стол военнослужащих. Недавно музей отмечал трёхсотлетие со дня рождения продовольственной службы вооружённых сил России.

Страна вступила в новый этап своего развития. Экономика приобрела рыночный характер. Появились частные предприятия. Население на собственном опыте знакомится с жесточайшими законами рынка. Произошло расслоение общества. Для взаимной, моральной и материальной поддержки в посёлке создан ряд общественных организаций: общество ветеранов, инвалидов, репрессированных, союз советских офицеров, коммунистическая партия и др.

С 1988г. в посёлке работают 2 отделения центра социального обслуживания на дому «Забота», помогающие больным, инвалидам, немощным, одиноким и пожилым жителям. Сотрудники социальной помощи закупают продукты, медикаменты, делают уколы и медицинские процедуры, помогают написать письма, оплатить коммунальные услуги или просто внимательно выслушать страдающего. В общем это более 75000 услуг за год. Не менее важную работу по социальным вопросам выполняет первичная организация общества инвалидов, насчитывающая более 300 человек. Самой крупной общественной организацией является общество ветеранов, которая объединяет более 1400 человек, участников войн, тружеников тыла, ветеранов труда и вооружённых сил. Активисты общества ведут большую военно-патриотическую работу с молодёжью, выступают с лекциями и докладами на предприятиях, в воинских частях нашего и соседних районов. Возглавляет совет ветеранов генерал-лейтенант Загайный.
Основной задачей совета является воспитание молодёжи в духе лучших традиций российского народа и его вооружённых сил, историко-поисковая и пропагандистская работа, помогающая познать правду о войне и современности.

Жизнь не стоит на месте, на смену идут новые поколения, им жить в XXI веке, от каждого из нас зависит, что мы оставим детям и внукам. Так пусть с каждым днём наше Монино становится богаче, теплее и уютнее.
 

Геральдика:

Герб Монино

 

 

Герб Монино утвержден 27 марта 1986 года решением № 49/5 исполкома Монинского поселкового Совета народных депутатов Щелковского района. Автор — И.С. Сметанников.

«Герб представляет собой щит, разделенный горизонтально на 2 части. В верхней части в голубом поле изображен самолет «ПО-2» — символ музея ВВС.В нижней части щита в красном поле — раскрытая книга, символизирующая Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Щит пересекается железнодорожной линией, разделяющей на 2 части сам поселок и характеризующей его как железнодорожный узел. Окраска щита символически образует цвета государственного флага РСФСР. В вольной части щита — башня Московского Кремля, означающая, что поселок расположен в Московской области.

 

Герб Монино

 

 

ГВ 1992 году герб несколько изменился. Из вольной части щита была убрана эмблема Московской области (стилизованная башня Кремля). Щит увенчала червленая «мерлоновая» корона (то есть стенчатая корона, зубцы которой оформлены в виде зубцов кремлевской стены), добавились детали обрамления — сосновый венок, перевязанный бело-сине-красной лентой с названием города золотыми буквами.


Ссылки:

https://cmvvs.ru/

Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ в п. Монино.

http://www.monino.ru/ 

Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ в п. Монино.

http://monino-city.ru/ 

Официальный портал Администрации городского поселения Монино.

http://promonino.ru/

Портал жителей городского поселения Монино.

http://pgt-monino.narod.ru/ 

Современный сайт городского поселения Монино.

https://ru.wikipedia.org/ 

п. Монино. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

 

Primary Sidebar