Газета «Горянка». №16 (557)
21 апреля 2010 года
Последний бой политрука.
Миновали трагические времена самой страшной войны в истории человечества, но имена ее героев, павших во имя Великой Победы, к счастью, помнят до сих пор. Исмаил КУДАЕВ остался в памяти своих друзей, сыновей, внуков и правнуков. Чтобы жило его имя, младшего внука назвали в честь деда — Исмаилом. Имя Кудаева золотыми буквами высечено на граните обелиска у главного корпуса Кабардино-Балкарского государственного университета, где он когда-то учился.
А родился Исмаил Кудаев в старинном балкарском ауле Суусузла в верховьях Чегемского ущелья в семье потомственных животноводов. Трудолюбивый род Кудаевых всегда жил по законам чести, совести, справедливости, дружбы, интернационализма. Не стали исключением и отец Исмаила — Жунус, и его дяди — Бачий и Таубий, на которых всегда держали равнение чабаны, табунщики, пастухи всего ущелья. И, конечно, Исмаил не изменил добрым семейным и родовым традициям. Сызмальства беря пример со старших, он учился у них жить и трудиться.
Среднее специальное образование Кудаев получил в Ленинском учебном городке в четырехгодичной совпартшколе, которую окончил с отличием, после чего его оставили работать в Нальчике в Балкарском национальном округе на трудной и ответственной должности совпарторганизатора. К нему приходили из самых отдаленных аулов с
разными вопросами, жалобами. Исмаил внимательно слушал посетителей, старался помочь каждому. Если самостоятельно не мог решить какую-то проблему, сопровождал ходоков к первому секретарю окружкома партии Ахмату МУСУКАЕВУ, председателю исполкома Ако ГЕМУЕВУ. А сколько труда стоило ему устройство детей безграмотных горцев в учебные заведения! Впрочем, он и сам учился неустанно. Успешно окончил Кабардино-Балкарский пединститут, был в числе первых балкарцев, получивших высшее образование. Затем была аспирантура в Орджоникидзе, через год перевелся в Ленинград, где продолжил учебу в «Красной профессуре».
Крайне насыщенной была его жизнь в тридцатых и начале сороковых годов: не проходило в Кабардино-Балкарии сколько-нибудь важного события, в котором бы ни принимал активное участие Исмаил. Везде, куда бы его ни направляли, будь это работа по коллективизации или руководство Чегемским районным отделом народного образования, всегда работал на совесть.
Как только началась Великая Отечественная война, Исмаил Кудаев оказался в числе первых добровольцев, желающих отправиться на фронт, но первый секретарь райкома партии Хамзат КУЛЬБАЕВ сказал ему: «Товарищ Кудаев, пойми, здесь, в тылу, ты нужнее», и так оно и было. Дни и ночи Кудаева, ставшего к тому времени завотделом пропаганды и агитации райкома ВКП(б), протекали в бесконечных хлопотах и заботах о фронте. А когда трудоспособное население республики вышло на строительство противотанковых сооружений (чегемцы несли ударную вахту в Прохладненском районе), именно он руководил этим патриотическим движением. Решением бюро Кабардино-Балкарского областного комитета партии от 5 июля 1941 года И.Ж. Кудаев был рекомендован на учебу в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). Но неизменно
активный, дисциплинированный Кудаев на этот раз наотрез отказался от будущей карьеры, сказав: «Не могу я больше находиться в тылу, когда мои земляки-ровесники проливают кровь на передовой…»
Просьбу Кудаева, наконец, удовлетворили, направив в 115-ю Кабардино-Балкарскую кавалерийскую дивизию, которая только создавалась. Военную подготовку они проходили в Кахуне. По ее завершении летом 1942 года Кудаев поехал к родным попрощаться, наказав старшему сыну, шестилетнему Исхаку, беречь мать и брата с сестрой, и вместе с другими представителями Кабардино-Балкарии отправился на фронт.
После трудного многодневного конного перехода они дошли до станицы Большая Мартыновка Мартыновского района Ростовской области. Утром 29 июля 1942 года на Большую Мартыновку развернутым строем пошли вражеские танки, бронемашины, мотоциклы. Немецкие танки, самолеты, а также артиллерия и минометы открыли огонь по станице. Вскоре противнику удалось обходным маневром с северо-запада и юго-востока овладеть Большой Мартыновкой. После того, как немцы ворвались в станицу, наши подразделения вынуждены были занять круговую оборону и вести бой с превосходящими силами врага. Сдерживая непрерывные атаки немецких автоматчиков, танкисты и бойцы-кавалеристы стойко оборонялись. На улицах завязался жаркий бой. 316-й кавполк, где служил политрук эскадрона Исмаил Кудаев, держал героическую оборону. Переползая из окопа в окоп, Кудаев передавал боевой приказ командира полка — майора ЗАХАРОВА: «Ни шагу назад!», всячески воодушевляя бойцов и вселяя в них волю к победе. Под натиском наших бойцов фашистская техника и пехота отступили.
Среди тех, кто не вернулся из этого сражения, был и политрук пулеметного эскадрона Исмаил Кудаев. И спустя почти 68 лет до конца неизвестны обстоятельства гибели отважного кавалериста. Его старший сын — Исхак встречался со многими участниками тех сражений, расспрашивал у однополчан о судьбе отца. Ветеран 115-й кавалерийской дивизии Юсуф МИРЗОЕВ вспоминал, что круглые сутки Исмаил находился там, где бойцы готовили заслон вражеским танкам, автомашинам, поднимал
боевой дух кавалеристов, а Юсуф БАШТАКОВ, рассказывая о последнем дне политрука Кудаева, говорил так: «Уже знакомый с боевой обстановкой, он, к моему удивлению, был хладнокровен, как будто мы не переживаем последние часы, а может, и минуты перед предстоящей смертельной схваткой. Я по-хорошему позавидовал выдержке, собранности, спокойствию, мужеству Кудаева». О необыкновенной выдержке Исмаила Жунусовича рассказывал и бывший комсорг 316-го кавалерийского полка Сарби ЧЕРКЕСОВ и ссылался на слова одного из командиров, своими глазами видевшего, как политрук Кудаев с гранатой в руке бросился под немецкий танк…
…Выросли, нашли свое место в жизни и дети Исмаила Кудаева, погибшего летом 1942 года в жаркой схватке с немецко-фашистскими захватчиками. Старший сын — Исхак уже не раз побывал в тех местах, где героически сражался с гитлеровцами его отец. Вместе с супругой Нажабат Исхак Кудаев воспитал четырех сыновей и дочь, внуков Исмаила, которых не суждено было ему увидеть, но в которых живут неувядающая любовь и благодарность к деду, так же, как и желание посетить те места, где храбро сражался и героически пал бесстрашный политрук.
Хусейн ЗАНКИШИЕВ.
Фото Александра Рахаева