Перейти к содержимому

Род Мисаковых

Предание происхождения рода Мисакова. Привожу отрывок из книги Абаева М.К. «Балкария. Исторический очерк»:

«Начну с предания об образовании самого древнего общества «малкар», переделанного, вероятно для благозвучия, в русских официальных бумагах в Балкарское общество. Предание это повествует следующее: в прежние времена ущелье реки Черека было покрыто дремучим лесом с небольшими открытыми полянами. Однажды, это было очень давно, пробрался из плоскости в это ущелье один охотник по имени Малкар, человек неизвестного происхождения, и застал там на одной поляне поселок из нескольких дворов, жители которого звали себя «таулу» (в переводе — горец)… Малкару очень понравилась эта местность, и он решил навсегда остаться там, переселив туда и свой род.

Сторожилам это не особенно понравилось, поэтому Малкаровы поселились на другой поляне, и оба рода жили спокойно, размножаясь. Но вот однажды является в горы неизвестный человек по имени Мисака и останавливается в гостях у Малкаровых, которых в это время было 9 братьев, взрослых мужчин, и единственная их сестра — красавица и умница. Гость был принят радушно. Подружившись с хозяевами, он вместе с ними ходил на охоту и против неприятелей, всегда отличаясь умом и храбростью, и этим привлек к себе внимание красавицы, сестры Малкаровых. В конце концов они влюбились друг в друга, но гордые братья Малкаровы не согласились на брак единственной любимой своей сестры с пришельцем неизвестного происхождения. Тогда она решила пожертвовать жизнью своих братьев ради личного счастья и спасения жизни возлюбленного. Злой умысел свой влюбленные привели в исполнение следующим образом. Покос сена на поляне под названием «Зына» у Малкаровых считался священнодействием и обыкновенно начинался торжественно при участии всех мужчин; обычай этот сохранился в Балкарии и до сих пор. Заговорщики решили воспользоваться этим торжественным днем для приведения в исполнение своего коварного замысла, а до того времени сговорились вести себя так, что будто они покорились воле братьев и гость скоро уедет. Коварная сестра Малкаровых, как распорядительница в доме, приготовила ко дню покоса в Зына самый крепкий горский напиток из ячменя под названием «сыра» ( это среднее между пивом и портером). В день торжества сама отправилась на место покоса и сильно напоила своих братьев, так что они тут же, в поле крепко заснули. Тогда Мисака убил их всех.

Женившись на Малкаровой, Мисака завладел землей и другим имуществом Малкаровых, привел туда из плоскости и других людей и начал притеснять мирных труженников таулу, которых в конце концов превратил в своих данников. Потомки Мисака ныне носят фамилию Мисаковых и значатся в числе балкарских таубиев, а потомки рода таулу составляют теперь жителей поселка Сауты: они до освобождения в горах крестьян назывались «джасакчи», т.е. данники.»

Древо и родословные росписи рода Мисаковых:

На данный момент родословная рода Мисаковых выглядит следующим образом: Барак -> Исмаил -> Али Мурза (другие варианты имен Адил Мурза и Али Мырза). А также известно о 3-х сыновьях Али Мурзы: Гассо (Касу, Гиса) , Жекер (Жакелья, Жакерья, Закерья) 1883 г.р. и Махай (Михаил).

Нисходящее смешанное древо рода Мисаковых (172kb), созданное программой Древо Жизни (последнее обновление: 26.07.2009)

 

 

Web-Отчет с полной информацией по роду Мисаковых, созданное программой GenoPro. (включая фото, генеалогические схемы, календарь дней рождений и годовщин, источники, географические места и т.д.).

Упоминание представителей рода Мисаковых в архивных документах:

«В документе от 1865 г . говорится о том, что землей Догуат с давних пор пользовались таубии Мисаковы, купившие ее у кабардинцев Магометовых, род которых уже к тому времени прекратился. Эта земля находилась примерно в 18 верстах от аула Муссы Кожокова и представляла из себя небольшую поляну, окруженную лесом. В урожайные годы с нее накашивали до пятисот возов или копен сена. Интересно, что описывая характер этого земельного участка автор документа выделил следующее обстоятельство: “… этою землею по своему виду может польститься только горец, а кабардинец не польстится на нее”. (14) За участок Догуат Мисаковы выплатили Жамбеку Магометову: одну служанку, оцененную в 300 рублей, одну шашку в 300 рублей, сотню овец в 100 рублей и 10 голов крупного рогатого скота в 100 рублей, всего 800 рублей серебром. (15)»
[14] ЦГА КБР, ф — 40, оп — 1, д — 4, т. 2, л — 296.

[15] Документы по истории Балкарии (конец XIX — начало XX в.). Н., 1962, с. 131.

Источник: Баразбиева М.И. «Традиционные формы межэтнических отношений балкарцев и карачаевцев с кабардинцами.»

 

В июле 1837 года состоялась встреча Хан-Гирея с представителями кабардинского, балкарского и осетинского народов и были избраны депутаты на встречу с царем. В состав депутации от балкарцев вошли: Хату Мисаков, Аслан хаджи Джанхотов, Асланбек Суншев (Суюнчев), Актуган Шакманов, Кантово (Каншау) Кунчуков (Кучуков), Ибрагим Келеметов, Шамполо (Чепелеу) Урусбиев.
ЦГВИА. Рукописный фонд, ф. 1, оп. 2, д. 17, л. 125.127.

Источник: Биттирова Т.Ш. Художественное творчество карачаево-балкарских просветителей XIX — нач. XX вв.

 

В 1853 году депутатами от горских племен для встречи с императором были выбраны Кучук Беймурзаев, Исхак Малкаров, Думай Келеметов, Кучук Мисаков, Кайтмирза Айдобулов, Халца Шаханов, Бекбий Абаев, Чепалов Амерханов, Исмаил Уруспиев, Умар Шокманов (в крещении Семен) и Чепан Суншев. 29 декабря 1853 года предписывалось их всех наградить офицерскими чинами.[ 1 ]
[1] ЦГВИА г. Москва ф. 38 оп. 7 д. 90

 

 

6 января 1853 года депутаты от пяти горских племен Чепан Суншев (Безенги), Умар Шакманов (Хулам), Исхак Балкароков и Джумат Келеметов (Чегем), Шамполо Урусбиев и Исмаил Урусбиев (Баксан), Кучук Мисаков, Кай-Мурза Айдебулов, Хамза Джанхотов, Бекбий Абаев и Чопа Абаев (Балкария) прибыли в С.-Петербург.
Источник: 1993. Карданов Ч.Э. Из истории территориальных отношений Кабарды и Балкарии.

 

 

На 1884 год самыми крупными землевладельцами  Балкарии были:

1) В Балкарском обществе:

— Бекбий Абаев с родственниками;

— Кургоко Абаев;

— Таусултан Абаев с братьями;

— Магомед Абаев с братьями;

Мурзабек Мисаков;

Кучук Мисаков;

— Шаулах Джанхотов;

— Хаджи-Хамурза Шаханов;

— Магомед Джанхотов с братьями;

— Кайтмирза Айдаболов;

— Магомед Биев с братьями;

— Каспулат Абаев;

— Анзор Айдаболов.

2) В Хуламском обществе:

— Джарахмат Шакманов с братьями;

— Мимбулат Шакманов.

3) В Чегемском обществе:

— Исхак Балкороков;

— Инарук Балкароков;

— Мусса Барасбиев;

— Кубий Барасбиев с братьями;

— Хаджи-Сарабий Кучуков;

— Асланбек Кучуков;

— Таусултан Мамашев;

— Келемет Келеметов;

— Абу Келеметов;

— Келешбий Келеметов;

— Беймурза Кучуков;

— Умар Балкароков;

— Жамбот Балкароков;

— Салангирей Балкароков;

— Солтан Кучуков;

— Али Балкароков с братьями;

— Омар Барасбиев.

4) В Безенгиевском обществе:

— Мусса Суюнчев;

— Давлатгирей Суюнчев;

— Мурзакул Суюнчев с братьями.

5) В Урусбиевском (Баксанском) обществе:

— все земли принадлежали князьям Урусбиевым.

Источник информации: ГЕНЕАЛОГИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (Выпуск1)

 

Primary Sidebar